Нарукавный знак 209 инженерно-саперной бригады до 2001 года

Нарукавный знак 209 инженерно-саперной бригады до 2001 года

Нарукавный знак 209 инженерно-саперной бригады до 2001 года, в/ч 39226 которая дислоцировалась в г.Кременчуг. После 1991 года бригада получила условное наименование в/ч А 1175.

Материал — текстиль, технология — машинная вышивка, производитель — не известен, страна производителя — Украина, страна происхождения — Украина.

Нарукавный знак 209 инженерно-саперной бригады до 2001 года был подарен командиром 1537 мобильной группы инженерных войск Киевского военного округа полковником, участником боевых действий, участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Владимиром Николаевичем Ролик.

В 1953 году в Кременчуге для обеспечения выдвижения стратегических резервов из глубины страны в угрожаемый период и дублирования существующих мостов и переправ, при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время появляется 836 отдельный понтонно-мостовой батальон Киевского военного округа (в/ч 62970).

Местом его дислокации в Кременчуге становится район бывших немецких лагерей для военнопленных на Песчаной горе. Сегодня это бывшая территория 116 медицинского депо при 612 военном госпитале – располагавшегося в Кременчуге, возле стадиона Политехник, за мемориалом Вечно живым. Но на данной территории батальон пробыл не долго – ориентировочно до 1955 года.

Есть версия, что территория понадобилась для размещения медицинских складов НЗ (неприкосновенный запас) недавно сформированного 612 военного госпиталя. Но к сожалению документов об этом пока что не найдено, а спросить уже не у кого.

Но как бы там не было, в 1955 году 836 отдельный понтонно-мостовой батальон передислоцируется на практически окраину Кременчуга – Чередники, в комплекс зданий бывшей прачечной по улице Чкалова, 186. На новой территории достаточно удобным моментом было наличие железнодорожных подъездных путей в виде отдельной жд ветки (инженерная техника имеет большие размеры и для ее перевозок использовалась активно железная дорога).

Согласно директивы Генерального Штаба ВС СССР №13578 от 12/07/1967 года батальон принимает активное участие в маневрах “Днепр”, где показывает высокий уровень выучки и мастерства.

В декабре 1976 года в составе батальона формируется переправочно-десантная рота. Проходит меньше года и в октябре 1977 года проверка из Москвы, Министерства обороны. Но новое подразделение проходит ее с оценкой отлично. Командует ротой молодой офицер, выпускник Тюменского высшего военно-инженерного училища, а сейчас уже полковник, участник боевых действий, участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Владимир Николаевич Ролик.

Отдельной страницей в истории батальона будет декабрь 1979 года, когда была поднята по тревоге переправочно – десантная рота и без тяжелой техники, на двух армейских грузовиках была срочно отправлена в Киев. Тогда никто еще не знал, что впереди их будет ждать долгая дорога через всю страну на юг и боевая задача в сложнейших условиях- срочное наведение моста через р.Амударью. Того самого моста, по которому в Афганистан переправятся первые советские подразделения. А задача его наведения действительно была предельно сложной – скорость течения в этой широкой, но не глубокой реке – 2,5 метра в секунду – практически предел для работы инженерной техники. 25 февраля 1980 года рота успешно выполнив боевую задачу вернется на зимние квартиры в г.Кременчуг – пункт постоянной дислокации.

В 1987 -1989 годах на территорию 836 отдельного понтонно-мостового батальона в г.Кременчуг переведут из Донецкой области кадрированные 209 инженерно-саперную бригаду (в/ч 39226) и 803-й инженерно-позиционный полк (в/ч 29280). Здесь же уже находится и 1537 мобильная группа инженерных войск Киевского военного округа.

Первым командиром 209 инженерно-саперной бригады в Кременчуге будет Михаил Иванович Лидовский, а заместителем по технике – Михаил Старостин.

В 1986-1987 годах военнослужащие бригады принимают активное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В 1991 году в состав 209 инженерно-саперной бригады входит личный состав отдельного переправочно-десантного батальона, выведенного из Группы советских войск в Германии. В ГСВГ было 4 таких батальона – 721, 6,15, 483. Какой из них прибыл в Кременчуг – пока что не понятно.

По одним данным на развале Советского Союза принимается решение оставить в Кременчуге только 209 инженерно-саперную бригаду, развернув ее до бригады сокращенного состава (около 500 человек). Остальные части были расформированы, а 1537 мобильная группа инженерных войск была придана 209 бригаде. По другим данным это произошло в 2001 году. Уточнить эту информацию еще предстоит отдельно.

После 1991 года, в составе Вооруженных Сил независимой Украины бригада переподчиняется Одесскому военному округу. Позывной в сети оперативной связи – Матрикула.

Инженерно-саперная бригада была предназначена для инженерного обеспечения боевых действий войск при проведении фронтовых и армейских военных операций, а именно:
– инженерная разведка противника и местности;
– разведка и обезвреживание ядерных фугасов;
– устройство и преодоление инженерных заграждений (минирование местности и устройство узлов инженерных заграждений на позициях войск);
– строительство и подготовка военных дорог, строительство низководных мостов;
– фортификационное оборудование позиций войск (устройство блиндажей, окопов, траншей, убежищ, командных пунктов на местности с использованием инженерной техники);
– маскировка войск на местности;
– добыча и очистка воды в боевых условиях;
– боевые работы по ликвидации в мирное время взрывоопасных предметов времен ВМВ на территории Полтавской, Кировоградской и Черкасской областей.

За участие в ликвидации в мирное время взрывоопасных предметов времен Второй мировой войны многие военнослужащие бригады получили статус участника боевых действий. Кто получил его за реальный риск при проведении опасных работ по разминированию, а кто и за обеспечение ведущей роли КПСС в дальнем оцеплении. Все как всегда.

Кроме выше наведенных задач, на бригаду возлагалась формирование воинских частей военного времени (понтонной бригады, инженерно-технического полка, инженерно-позиционного полка и двух автомобильных батальонов)за счет местных мобилизационных ресурсов, а также специальная подготовка личного состава. Это означает, что в условиях мобилизации военного времени бригада должна была обеспечить формирование и развертывание до штатов военного времени вышеперечисленных частей, боевая техника для которых содержалась личным составом инженерно-саперной бригады (от мотопилы «Дружба» до инженерного подводного разведчика (ИПР). Вся техника содержалась на территории парка инженерных машин в лесу, вблизи населенного пункта М. Кахновка. Там же хранилось и НЗ ГСМ некоторых воинских частей Кременчугского гарнизона (Кременчугского военного госпиталя и 116 медицинского депо).

В начале 2000х военнослужащие бригады приняли активное участие в разминировании на территории Ливана.

В 2001 году 209 инженерно-саперная бригада под командованием полковника Рутаря была переформирована в 803 инженерный полк с условным наименованием А 1175, который в 30 октября 2004 года был окончательно расформирован.

В 2006 году комплекс сооружений части был на аукционе продан МО Украины частной компании и на его территории расположен один из производственных комплексов кондитерской компании Лукас.

Теперь в здании штаба бригады находится столовая, в помещениях столовой, клуба и библиотеки бригады – тортовый и конфетный участки, а в помещении радиостанции, казармы личного состава и комнаты оперативного дежурного теперь выпекают круассаны.

Понтонные части в истории Кременчуга оставили свой след и сыграли свою роль во второй половине 20 века, выполняя главную задачу – готовность в любое время экстренно навести дублирующий мост между левым и правым берегом Днепра. И слава Богу, что их работа в этом Кременчугу не понадобилась.

Автор: к.и.н. Роман Пацовский, руководитель Первого всеукраинского музея истории формы одежды

Если вы не увидели в нашем музее нарукавного знака вашего подразделения или у вас есть интересные предметы формы одежды, фотографии людей в форме одежды, дополнения к материалам сайта или вы хотите задать вопрос, согласовать время экскурсиидоговориться о выставкепомочь музею или сделать подарок музею  можно прямо сейчас связавшись с музеем из любой точки мира следующими способами: тел.   +38-050-327-98-69    +38-093-355-25-25   +38-050-355-25-25
Viber +38-050-327-98-69 WhatsApp +38-093-355-25-25
Email: info@fmhu.org.ua

Данная публикация размещена исключительно в музейно-выставочных, исторических целях и целях экспертной информации для правильной идентификации предметов антикварного рынка. Данная публикация не является и не может быть расценена как вариант одобрения, пропаганды или агитации в любой форме и в любом виде.